Центры правовой защиты предпринимателей (продолжение)

26 сентября 2012

Практическая работа с предпринимателями начинается с организации юридических консультаций: рассмотрение обращений, консультации как посредством личного контакта, так и с использованием телефонной и электронной связи. Стоит отдельно рассмотреть вопрос о наличии или отсутствии бесплатных консультаций. С одной стороны, можно отказаться от бесплатных консультаций, установив при этом относительно низкую стоимость услуг Центра правовой защиты по юридическому сопровождению.

Принципы взаимоотношений с предпринимателями

Практическая работа с предпринимателями начинается с организации юридических консультаций: рассмотрение обращений, консультации как посредством личного контакта, так и с использованием телефонной и электронной связи. Стоит отдельно рассмотреть вопрос о наличии или отсутствии бесплатных консультаций. С одной стороны, можно отказаться от бесплатных консультаций, установив при этом относительно низкую стоимость услуг Центра правовой защиты по юридическому сопровождению. С другой стороны, можно сохранить возможность бесплатных консультаций в режиме вопросов-ответов общего характера. Однако стоимость услуг, связанных с ознакомлением с конкретной правовой ситуацией, а также по сложным вопросам, особенно в области налогового, таможенного законодательства, лицензирования, по всем видам контроля, не охваченным принятым Законом, имеет смысл сделать лишь несколько ниже уровне сложившихся в регионе цен. Можно установить ежегодные членские взносы, и для их плательщиков предусмотреть значительные льготы.

Выбор направления зависит от цели, ради которой создается Центр правовой защиты. Если основным направлением работы Центра является работа, связанная с устранением административных барьеров, то следует предпочесть второй вариант. Если же Центр правовой защиты рассматривается как Центр всеобъемлющей защиты предпринимателя как такового, тогда лучше остановится на первом варианте развития. Основным источником существования Центра при этом будут членские взносы, а сама его работа будет направлена на увеличение числа учредителей и членов.

Консультации предпринимателей, не связанные напрямую с проверками, сопряжены с разъяснениями по основным пунктам действующей нормативно-правовой базы, имеющим отношение к осуществлению данной деятельности. Опыт работы показывает, что основная часть вопросов, возникающих у предпринимателей, касается порядка уплаты налогов, а налоговый контроль, не является предметом регулирования рассматриваемого Закона. Массовые вопросы, связанные с проверками - удел розничных продавцов и представителей сферы услуг, поэтому необходимо Центру самостоятельно инициировать активную работу с объединениями таких предпринимателей в первую очередь.

Оформление любого торгового места требует получения определенного количества разрешительных документов. Уже на данном этапе, как показал опыт, например, г. Москвы (карточка продавца) и г. Архангельска (талон на право торговли и дополнительно к нему список документов, включающий 10 пунктов), к предпринимателям необоснованно предъявляются повышенные требования по сбору документов. Подчас, перечень представляет собой неоформленный должным образом документ, размещенный на стенде рядом с выдачей разрешений в местных органах власти. Центр правовой защиты должен вести работу по изучению предъявляемых на данной стадии требований к предпринимателям и решать вопросы об их правомерности. Идеальной является ситуация, когда Центр правовой защиты получает от предпринимателя необходимые документы, и уже сотрудник Центра правовой защиты получает разрешение. Данное направление работы позволит избежать предъявления завышенных требований и минимизировать игру чиновников на незнании предпринимателями законодательства.

Имея в распоряжении законодательную и нормативную базу и располагая опытом по участию в разрешении конфликтов при проверках, Центр правовой защиты в состоянии стандартизировать требования, предъявляемые к каждому виду деятельности таким образом, чтобы предприниматель имел мини-инструкции с перечнем прав и обязанностей проверяющих органов, а также необходимый комплект документов, который может быть затребован проверяющими организациями.

Основная работа по защите прав предпринимателей должна основываться на фактическом присутствии представителей Центра правовой защиты при проведении проверок (право закреплено в статье 13 рассматриваемого Закона). Закон достаточно подробно регламентирует как процедуру проведения самой проверки, так и требования к оформлению ее результатов, права и обязанности сторон. Все положения были прокомментированы в предыдущей части брошюры.

Наиболее важен вопрос оперативного реагирования (выезда) на место проведения проверки, что непосредственно связано с наличием связи как таковой и определенного уровня уверенности предпринимателей в эффективности привлечения представителей Центра правовой защиты. Именно поэтому, сопровождая проводимую проверку, Центр правовой защиты автоматически берет на себя обязанность по дальнейшей работе с предпринимателем.

При выявлении в ходе проведения контрольного мероприятия нарушений, проверяющий орган составляет протокол о нарушении (ст.10). В случае привлечения к административной ответственности представитель Центра принимает участие в предусмотренных Административно-процессуальным Кодексом и иными законами процедуре привлечения к ответственности: участие в рассмотрении дел уполномоченным органом, судом, обжалование постановлений.

Часть 2 статьи 11 предусматривает, что "в случае, если при проведении мероприятия по контролю будет установлено, что товар (работа, услуга) может причинить вред жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу потребителей, орган государственного контроля (надзора) обязан принять меры к недопущению причинения вреда, в том числе путем приостановления производства (реализации, выполнения) товара (работы, услуги) и (или) отзыва товара с рынка …с последующим возмещением затрат за счет виновного лица." Применение данной меры приводит к огромным убыткам. Задача юриста состоит, во-первых, в том, чтобы при незначительном нарушении не допустить в принципе применение такой меры к деятельности предпринимателя. А уж если оно произошло, то обжаловать принятое решение.

Подготовка документов будет более легкой, если Центр правовой защиты ранее оказывал услуги предпринимателю в получении разрешений и в оформлении рабочего места. Своевременное обращение предпринимателей и грамотно выстроенная линия юридической защиты позволит не только отменить процедуры, предусмотренные частью 2 статьи 11 Закона, но и подать исковое заявление о возмещении понесенных убытков по правилам Арбитражного процесса. Состав убытков и новшества, содержащиеся в рассматриваемом Законе, были затронуты выше, в постатейном комментарии.

Оформление доверенности на ведение дел не требует дополнительных денежных затрат для предпринимателя. К тому же, если Центр правовой защиты дал ранее положительное юридическое заключение о соответствии деятельности предпринимателя законодательству, необходимо предусмотреть возможность бесплатного ведения дела. Такого рода положение, включенное в договор, способно привлечь большое количество предпринимателей и одновременно повысить качество их работы.

Параллельно с использованием судебных способов защиты прав предпринимателей наибольший акцент должен делаться на выработку новых и совершенствование существующих методов досудебного урегулирования разногласий с ведомствами, осуществляющими любые виды государственного контроля, в том числе и те, которые не регулируются рассматриваемым законом. Огромная роль в этом отводится правовой защите предпринимателей посредством участия в работе Межведомственных комиссий.


Межведомственные комиссии по ограничению административных барьеров в субъектах Федерации


Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 1998 года № 730 "О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства" определил в качестве основной задачи органов государственной власти при проведении политики развития предпринимательства сокращение административных барьеров. (Приложение - Указ).

Реализация положений Указа и Федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства в РФ субъектами Федерации позволила разработать механизм преодоления административных барьеров, который, среди иных мер, предполагает создание межведомственных комиссий.

В настоящий период на региональном уровне сложилась практика создания и деятельности комиссий, основные положения которой выражаются в следующем:
- комиссии, как правило, создаются при Главных федеральных инспекторах, правительствах, Главах администраций, Мэрах, администрациях республик, краев, областей;
- правовое положение комиссий определяется нормативными правовыми актами субъектов РФ, в которых раскрываются цели, задачи, функции, основные права, процедура деятельности.

К сожалению, цели деятельности комиссий определяются субъектами неоднозначно:
- оказание "содействия развитию и поддержке предпринимательства и координации деятельности органов исполнительной власти, осуществляющих функции по лицензированию, контролю и государственному регулированию"; или:

- выявление и разработка "предложений по устранению административных барьеров, возникающих перед хозяйствующими субъектами, связанных с деятельностью органов контроли и надзора, лицензирования, сертификации, регистрации и иных органов государственного регулирования"; или:

- организация и совершенствование "системы контроля за деятельностью субъектов малого предпринимательства, а также координация деятельности контролирующих органов по вопросам проведения проверок предприятий малого бизнеса".

Деятельность Комиссий имеет совещательную и координационную направленность. Основные права межведомственных комиссий сформулированы следующим образом:
- заслушивать отчеты (информацию) руководителей органов и организаций, деятельность которых может представлять административные барьеры в развитии предпринимательства (в части создания стимулирующих условий для развития малых форм хозяйствования);
- разрабатывать и вносить в установленном порядке по вопросам устранения административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательства, предложения по внесению изменений в действующие правовые акты (Республики, края, области);
- готовить и вносить в установленном порядке на рассмотрение Правительства Республики, министерств и ведомств Республики…, администраций городов и районов, государственных органов контроля и надзора проекты правовых актов, предложения об отмене правовых актов, препятствующих развитию малого предпринимательства и ущемляющих законные права и интересы субъектов малого предпринимательства;
- привлекать к работе для получения консультаций, анализа и экспертизы по конкретным вопросам, вынесенным на заседания Комиссии, представителей государственных органов контроля и надзора, консультантов, экспертов, юристов, представителей общественных объединений, предпринимателей, ученых и специалистов и при необходимости формировать временные и постоянные рабочие группы по отдельным направлениям работы Комиссии.
- участвовать в разработке порядка формирования сводных (ежеквартальных, годовых) планов совместных плановых проверок хозяйствующих субъектов контролирующими органами.

Численный и персональный состав комиссии утверждается, как правило, на основании отдельного документа (постановления губернатора, администрации области и т.п.).

Члены комиссии имеют право:
- выносить на ее обсуждение любые вопросы, относящиеся к ее компетенции,
- высказывать свое мнение по обсуждаемым вопросам;
- получать информацию, имеющуюся в распоряжении комиссии;
- голосовать на заседаниях комиссии.

В их обязанности вменяется принимать участие в работе комиссии, но "не делать заявлений и не совершать каких-либо действий от имени комиссии, не имея на это полномочий".

Заседания комиссии проводятся по мере необходимости. Отдельные регионы практикуют совместные заседания комиссии с общественными советами при органах законодательной и исполнительной власти, общественными организациями (союзами, ассоциациями предпринимателей) и структурами поддержки малого бизнеса. Использование активного участия субъектов малого предпринимательства в заседаниях комиссий для защиты интересов в случае пересечения их деятельности с административными барьерами представляется очень важным.

Межведомственные комиссии с целью обобщения информации и выработки обоснованных решений, имеют право создавать рабочие группы, которые дают проблеме правовую оценку с целью максимального снижения затрат, времени и средств субъекта при организации и осуществлении им предпринимательской деятельности.

Для получения от территориальных структур федеральных органов власти необходимой информации в комиссии включаются руководители аппаратов полномочного представителя Президента РФ, руководители территориальных структур.

Решения комиссии в основном носят рекомендательный характер для органов субъекта Российской Федерации, в том числе органов местного самоуправления и ведомств. Однако, в некоторых регионах предусматривается их обязательность. Например, в Воронежской, Нижегородской областях "решения, принимаемые Комиссией в пределах ее компетенции, являются обязательными для органов исполнительной власти ... области". В Положении г.Москвы также определено, что "решения, принимаемые Комиссией в пределах ее компетенции, являются обязательными для отраслевых и функциональных органов городской администрации, территориальных органов управления и районных управ, органов городской контрольно-разрешительной системы".

По результатам рассмотрения вопросов исполнителям даются соответствующие поручения, об исполнении которых они докладывают на очередных заседаниях комиссии. При необходимости на основе решений комиссии готовятся проекты постановлений или распоряжений администрации области.

Важным представляется опыт принятия решений через отработку механизма законодательной инициативы, текущей переписки с отраслевыми министерствами и ведомствами на основе анализа подзаконных нормативных правовых актов органов, осуществляющих контрольные и надзорные функции, чрез выработку предложений для оптимизации их деятельности.

Однако, за три года, прошедшие со времени выхода Указа Президента РФ и Постановления Правительства, административные барьеры не только не были устранены, но напротив, их стало втрое больше, в том числе и в регионах, где они, согласно отчетам, активно функционируют.

Причина этого кроется в том, что представители бизнеса в этих комиссиях либо представлены незначительно, либо решают какие-то свои задачи, а чаще всего - и то, и другое. В этой связи очень важно делегировать в состав таких комиссий представителей предпринимательского сообщества, которые действительно будут решать общие проблемы предпринимателей. Если в состав таких комиссий будут входить представители Центров правовой защиты, это обеспечит высокий профессионализм в защите интересов предпринимателей. Появится возможность оппонировать представителям ведомств аргументировано, ссылаясь на конкретные прецеденты в нарушениях прав предпринимателей и в избыточности нормативной базы, а также на другие нормы законов.


Выводы:

1. Существенным моментом, влияющим на деятельность комиссии, является факт ограничения сферы этой деятельности региональным уровнем. Практика подтверждает, что результатов по проблемам ликвидации административных барьеров на федеральном уровне добиться сложно.

Однако внимания заслуживает опыт принятия решений через отработку механизма законодательной инициативы, текущей переписки с отраслевыми министерствами и ведомствами на основе анализа подзаконных нормативных правовых актов органов, осуществляющих контрольные и надзорные функции, через выработку предложений для оптимизации их деятельности.

2. Субъектам малого предпринимательства, общественным объединениям и структурам поддержки малого бизнеса представляется необходимым участвовать в заседаниях комиссий в целях не только защиты нарушаемых или уже нарушенных прав, но и выработки совместных согласованных решений, влияющих на развитие предпринимательства.

Задачи работы в комиссии:

- составление исчерпывающего перечня организаций, допущенных к осуществлению контрольных функций и осуществляющих плановые и иные виды проверок;
- анализ деятельности органов с целью исключения дублирования в работе организаций, выполняющих контролирующие функции;
- разработка соответствующих нормативных правовых актов, устанавливающих порядок проведения проверок;
- ознакомление с результатами проверки;
- обеспечение права предпринимателя обжаловать результаты проверки;
- установление четких полномочий должностных лиц.

По аналогичной схеме будет строиться работа и в комиссиях, создаваемых в структуре Министерства по налогам и сборам РФ.

Вышеизложенное позволяет констатировать, что существующие межведомственные комиссии даже в их нынешнем состоянии можно использовать в качестве площадки для защиты прав предпринимателей. Наиболее сложным станет формирование комиссий. Для обеспечения учета интересов, каждой из сторон комиссии (контролирующие органы, общества защиты прав предпринимателей, общества защиты прав потребителей) должны обладать лишь одним голосом.

За предпринимателем всегда останется право самостоятельного участия в заседаниях для отстаивания своей позиции.

Данная комиссия совершенствует механизм досудебного урегулирования конфликтных ситуаций при осуществлении государственного контроля (надзора). Участие общественных организаций предпринимателей и потребителей во многих случаях позволит избежать дорогостоящего и длительного судебного разбирательства.

Функционирование Комиссий поможет осуществлять общественный контроль за деятельностью ведомств и предотвращать злоупотребления в работе контролирующих органов, а также обеспечит механизм обратной связи между чиновниками и субъектами, в отношении которых принимаются решения, т.е. между всеми сторонами процесса.

Отдельный блок работы Центра правовой защиты - представление интересов предпринимателей в судебных органах РФ. Речь идет не только о защите прав предпринимателей, обжаловании нормативных актов. Целый комплекс гражданско-правовых отношений связывает между собой предпринимательские структуры. В рамках арбитражного процесса решаются вопросы, связанные с налоговым правом, не менее острые для большинства предпринимателей.

Таковы основные точки соприкосновения между работой Центра правовой защиты и работой по защите прав предпринимателей при осуществлении государством контрольных (надзорных) функций.


Указ Президента РФ от 29 июня 1998 г. N 730
"О мерах по устранению административных барьеров
при развитии предпринимательства"

В целях создания условий для развития предпринимательства в Российской Федерации как важного фактора, обеспечивающего экономический рост и занятость населения, постановляю:

1. Определить основными задачами органов государственной власти в Российской Федерации при проведении государственной политики развития предпринимательства в стране:
сокращение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;
уменьшение количества государственных органов, осуществляющих лицензирование предпринимательской деятельности, и регламентирование в полном объеме деятельности по лицензированию вышестоящими органами государственной власти;
четкое разграничение функций по лицензированию, контролю и государственному регулированию между различными органами исполнительной власти.

2. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти, осуществляющим лицензирование отдельных видов деятельности, не допускать сокращения сроков действия выдаваемых лицензий, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Правительству Российской Федерации:
представить в месячный срок предложения по сокращению административных барьеров при организации и осуществлении предпринимательской деятельности;
внести в месячный срок в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект о снижении для индивидуальных предпринимателей и малых предприятий ставок страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
представить в месячный срок предложения о разграничении функций по лицензированию, контролю и государственному регулированию между различными федеральными органами исполнительной власти, а также об устранении дублирования контрольных функций этих органов в отношении субъектов предпринимательской деятельности;
утвердить в 2-месячный срок порядок ценообразования на проведение испытаний продукции и услуг на соответствие обязательным требованиям, установленным федеральными законами, в целях их сертификации.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:
предоставлять в аренду государственное и муниципальное имущество на конкурсной основе преимущественно индивидуальным предпринимателям и малым предприятиям, производство собственной продукции которых составляет не менее 75 процентов общего объема реализуемых ими товаров и услуг;
устанавливать при заключении договоров аренды государственного и муниципального имущества с индивидуальными предпринимателями и малыми предприятиями, производство собственной продукции которых составляет не менее 75 процентов общего объема реализуемых ими товаров и услуг, уровень арендной платы и условия оплаты ими коммунальных услуг, не превышающие соответствующих тарифов и платы, предусмотренных для бюджетных организаций;
обеспечить ведение реестров государственного и муниципального имущества, предоставляемого в аренду;
предоставлять индивидуальным предпринимателям и малым предприятиям, производство собственной продукции которых составляет не менее 75 процентов общего объема реализуемых ими товаров и услуг, рассрочку при оплате ими приобретаемого в порядке приватизации государственного и муниципального имущества.


Новости в формате RSS

]]>
]]>